"Других таких стихов не бывает..."

"Других таких стихов не бывает..."

С целью расширения кругозора, в школьной библиотеке МБОУ «Карабай – Шемуршинская СОШ» оформлен информационный стенд, посвященный 155-летию З.Н.Гиппиус.
 «Я считаю естественной и необходимейшей потребностью человеческой природы – молитву... Поэзия вообще, стихосложение в частности, словесная музыка – это лишь одна из форм, которую принимает в нашей душе молитва»[1], - так писала великая поэтесса, представительница декадентства, Зинаида Николаевна Гиппиус в предисловии к своему первому сборнику стихов – «Собрание стихов».
Более столетия в русскую литературу вошла З. Н. Гиппиус. Поэзия, художественная проза, публицистика, критика, драматургия – в каждом из этих жанров ею были созданы значительные произведения. «Как сильный, самостоятельный поэт, сумевший рассказать нам свою душу, как выдающийся мастер стиха, Гиппиус должна навсегда остаться в истории нашей литературы»[2], - заключил в своей статье в 1913 году В. Брюсов, а Д. Мирский указывал на то, что роль Гиппиус-поэта «огромна» и «недостаточно еще оценена»: «На самом деле именно она, гораздо больше, чем Бальмонт и Брюсов, сыграла наиболее плодотворную и личную роль в начале нашего поэтического возрождения 90-900-х годов»[3]. Однако в течение долгих лет имя Гиппиус в нашей стране было под строжайшим запретом: ее сочинения не издавались, и мнения о них можно было встретить лишь в специальных работах. Это объясняется политическими взглядами писательницы, непримиримой к большевизму. Так, выброшенное из отечественной истории имя и, следовательно, творчество Зинаиды Гиппиус привело к тому, что представления о литературном процессе конца XIX – начала XX века оказались весьма искаженными и несколько обедненными.
Нельзя не отметить, что деятельность Гиппиус была тесно связана со становлением русского символизма, его развитием в литературе и с появлением религиозного ренессанса начала XX века. Крупнейшие писатели, философы, политические деятели – каждые по-своему испытывали интеллектуальное влияние этой выдающейся личности.
«Белая дьяволица», «зеленоглазая наяда», «декадентская мадонна» - вот одни из тех многочисленных ярлыков, преследовавших З. Н. еще при жизни. Вообще, вся жизнь поэтессы была так или иначе полна живописными мифами и далекими от реальности историями, мистикой – как следствие эксцентричного и противоречивого характера. Сам Лев Троцкий писал когда-то: «Я не верю в существование нечистой силы. Не верю ни в чертей, ни в ведьм. Впрочем, все-таки в существование ведьм верю, - вспомнил Зинаиду Гиппиус».
Но, к счастью, этот образ лишь внешне обрамлял «настоящую» Гиппиус, намеренно защищая самое сокровенное – душу поэта, раскрывающуюся перед преданным зрителем сосредоточенные духовные поиски в творчестве.